Разбор обязательного танца сезона 2011-2012: Румба
forum.fsonline.ru/index.php?s=&showtopic=1837&v...Для начала немного теории.
Обязательная Румба впервые была исполнена в 1938 году на Вестминстерском катке в Лондоне (это родина целого ряда обязательных танцев). "Изобретатель" - Walter Gregory.
Это один из самых старых из используемых сейчас в соревнованиях взрослых обязательных: старше только Аргентинское танго, а также Килиан и Блюз (но их вроде бы из взрослых вообще исключили).
Собственно, такой древностью объясняется и странный характер танца: для современного зрителя это, что называется, ни разу ни румба (а определение "настоящей" румбы лично в мою голову лет 25 тому назад заложил Сергей Ческидов: он сказал, что румба - это танец утомленных влюбленных Коим танец товарища Уолтера Грегори, естественно, не является и близко). Но: румба в том виде, в котором знаем ее мы, сформировалась как раз где-то вокруг войны, тогда как до этого румбой называли и достаточно оживленные танцы. Впрочем, фигурнокатательная обязательная румба - это все равно черт знает что такое
Хотя все это, конечно, уже лирика: см. пункт про музыкальное сопровождение паттерн-денса.
Для желающих посмотреть много румбы - искать надо следующие сезоны:
1971-72 и 1972-73 (если кто найдет - свистите )
1980-1981, 1983-1984 - это мы сегодня как раз посмотрим)) Торвилл-Дин, Моисеева-Миненков, всё такое
1986-1987
1990-1991
1994-95
1996-97
2000-2001
2004-05
2006-07
Требования к музыкальному сопровождению:
4/4, 43-45 тактов в минуту.
Напомню, что паттерн не обязательно должен исполняться под румбу: может быть использован любой из разрешенных ритмов - ча-ча-ча, румба, самба, мамбо, меренга. Причем для одной серии может использоваться один ритм, а для другой - другой. При этом кататься надо в стиле той музыки, которую вы выбрали для данной конкретной серии.
В процессе исполнения серии темп музыки меняться не должен.
Требования
Танцоры должны исполнить 2 серии румбы, причем необязательно подряд. Если серии исполняются не подряд, то каждая из них должна начинаться на счет "раз" первого такта музыкальной фразы; если подряд, то на первый удар фразы должен приходиться первый шаг первой серии, а вторая тогда начнется на счет "раз" четвертого такта квадрата.
В любом случае две серии должны быть исполнены на разных сторонах катка.
Предписания ISU на сей счет изложены в коммунике 1670 (все требования по сезону 2011-2012) и 1677 (описание key points, таблицы уровней и GOE). Само описание танцев изложено в ISU Handbook Ice Dance 2003, которую можно заказать на сайте ISU вместе с видео. Но подозреваю, что именно этот handbook и выложен на ice-dance.com www.ice-dance.com/images/stories/pd...sory/Rhum... в описании каждого из танцев, а именно оттуда я и буду приводить картинки и описания.
Вот, собственно, и картинки:
s11.radikal.ru/i184/1105/7b/4dd1fe02aacf.jpg - траектория с разложенными шагами.
s016.radikal.ru/i335/1105/c2/52924eddf527.jpg - собственно шаги.
Весь танец исполняется в простейшей позиции - в килиане. Шаги для обоих партнеров одинаковы.
Уровни
Каждая серия Румбы технической бригадой оценивается отдельно. Основной для выставления уровня, как и прежде, является такое понятие, как key point. Для румбы (опять-таки, для каждой из серий) назначены 3 key point, но для нас с вами все проще: по сути, для понимания уровня надо смотреть на всего два отрезка танца:
1) шаг 3 - смотрят на корректную смену ребер в перетяжке (с внешнего на внутреннее и опять на внешнее; оба партнера едут на левой ноге вперед; смотрят на чистоту исполнения обоими партнерами). Вообще говоря, в этом шаге еще важно держать ритм и правильно распоряжаться свободной ногой, но на это смотрят только судьи, а технической бригаде важны только ребра,
2) шаги с 11 по 13 - это широкие чоктау aka самое примечательное место всего танца. Что нужно:
- шаг должен быть достаточно широким - ушагивать надо по крайней мере на 2 длины лезвия,
- все должно быть хорошо с ребрами: левое вперед-внутрь, правое назад-наружу, левое вперед-внутрь,
- свободная нога должна быть где положено - вперед-в сторону, и натянута.
- сами повороты должны быть исполнены правильно (не прыгать).
Так вот, п. 1 - это первый ки пойнт, а в широких чоктау отдельно смотрят на партнера и отдельно - на партнершу. И если, например, дама прошла чоктау правильно, а дяденька налажал, то будет считаться, что второй key point пройден, а вот третий - нет.
Для получения четвертого уровня необходимо, чтобы верно были исполнены все три ки пойнта, для третьего - два из трех, и для второго - хотя бы один (во всех этих случаях предполагается, что вся серия как-то пройдена обоими партнерами, никто не остановился ближе к концу). Для получения первого уровня нужно обоим доехать хотя бы 75% серии.
Оценка танца
Особое внимание уделяется именно ритму танца. Крайне важно, в частности, выдержать все 4 удара на шаге №13. Оценивается также позиция: килиан должен быть хорошим и четким, но не жестким. Осанка, мягкость колен, отсутствие дерганности в движениях тела - это все также является необходимым. Ну и, разумеется, судьи смотрят на чистоту исполнения шагов - причем не только относящихся к key points.
Шаги и примеры
Как уже было сказано, танец абсолютно одинаков что для мужчины, что для женщины, и исполняется банально в килиане.
И сразу для настроения - одна из самых моих любимых румб Surprise-surprise: не Торвилл и Дина
Это Ирина Моисеева-Андрей Миненков на своем предпоследнем чемпионате мира: www.youtube.com/watch?v=yoCoOYyZeQ8
К сожалению, настроение (feel) сейчас в обязательных сериях уже не оценивается (ну какое там настроение, если оно может кататься и под настоящую румбу, и под ча-ча-ча). А если бы оценивалось, то я бы сказала, что самое правильное - именно у них. Такая прогулка по набережной - кокетливая, легкая и отдохнувшая
А шаги смотреть начнем, как водится, с известного пособия, записанного Майей Усовой и Александром Жулиным: www.youtube.com/watch?v=7PRul0BH1WE (я также выложила файл вот здесь www.divshare.com/download/14962822-00e - чтобы его можно было скачать и посмотреть в совсем замедленном повторе).
Разбор они начинают прямо с третьего шага ака ки пойнт №1: бригаде и судьям явно потребуется максимум внимания для того, чтобы разглядеть все смены, потому что он очень быстрый. Идея понятна: два счета на внешнем ребре, один на внутреннем и еще один снова на внешнем. Пока стоим на внешнем, свободная нога идет к бортику, потом, на смене ребра, подтягивается к щиколотке, и затем на следующей смене снова идет в замах, чтобы на следующем шаге встать скрестно. Все эти махания ногами - это не само по себе, а именно для того, чтобы создавать момент для требуемой смены ребер; на то же направлена и работа коленом.
читать дальшеУ Усовой-Жулина в этом видео, на самом деле, смена ребер не очень хорошо видна - то ли оператор постарался, то они сами его снимали левой ногой (закрадывается иногда такое подозрение; хотя для первоначального знакомства с танцем все равно ничего лучше не придумаешь - тут тебе и раскладка по шагам, и комментарии).
А вот то, что перетяжек практически нет у Оксаны и Максима www.youtube.com/watch?v=HDGnE_eALe8 , для меня было удивительно У них вообще только пинок - при всем великолепии чоктау и интерпретации. Тогда, впрочем, это не было ки пойнтом, и аналогичный случай на том чемпионате вообще почти у всех.
Почти - но не у всех. www.youtube.com/watch?v=h1sDZk6wYn0#t=42 - это Албена Денкова с Максимом Стависким. Чоктау у них как раз не столь легки, как у совсем недавних товарищей по тренировкам, но вот ребра на третьем шагу меняются куда более явно.
Ну и короли в этом аспекте - несомненно, Марина Климова и Сергей Пономаренко: вот их румба из 1991 года www.youtube.com/watch?v=sYBxj7GdWz0#t=3m24 Кстати, в начале этого видео канадская судья объясняет общие требования к танцу - рекомендую посмотреть.
На шестом шаге важно оказаться на внешнем ребре; но самое яркое в этой части танца - это, безусловно, широкие шаги. После короткого седьмого шага (переступ сзади) правая нога сильно вытягивается в сторону - при этом партнер обязательно должен заступить "внутрь" ног партнерши.
С точки зрения ребер никаких тут подвохов нет: и седьмой, и восьмой шаги выполняются на внутреннем ребре, что естественно, т.к. на внешнем такой широченный шаг и не сделаешь. Как говорит нам диктор из учебного видео, этот перешаг должен быть исполнен без видимых усилий - и это да, понятно. И еще: ни в коем случае нельзя выполнять этот шаг прыжком. Также этот шаг крайне важен с точки зрения ритма - если тут вылетишь, то потом долго не соберешь.
Для нас с вами как для чайников этот первый широкий шаг - еще и прекрасный индикатор: надо напрячься, сейчас будут чоктау Первый чоктау начинается непосредственно на втором широком шаге (тот, который в центр - с правой на левую; "зашагнуть" "внутрь" ног партнера должна уже партнерша). Началом key point, собственно, является момент постановки левой ноги в завершении второго широкого шага. Затем пара скользит по глубокой внутренней дуге на левой ноге, а правую приставляет, понятно, на назад-наружу (следим за четкостью ребра и отсутствием прыжочка - это учитывается и в уровнях тоже). Дальше на этой приставленной правой нужно проехать длинную дугу, после чего вернуться на левую вперед-внутрь - совершив тем самым закрытый чоктау Шаги 11-13 занимают (каждый) по одному такту, и ноги приходят на лед на третий счет. То есть поняли? Шаг на третий счет, 4 счета дуга, на следующий третий счет - новый шаг. Длинные дуги обязательны после обоих чоктау.
Все шаги должны быть широкими - как и было сказано, требуемая ширина шага - 2 длины лезвия. Посмотрите, какие широкие чоктау у Мари-Франс и Патриса www.youtube.com/watch?v=8ShJ6ySYOUg#t=55 - особенно второй. Они, кстати, выиграли обязательный в 2007 году; очень мягкий танец, но при этом - perky
У Дюбрей-Лозона, кстати, заметна хоть какая-то смена ребра на третьем шаге: www.youtube.com/watch?v=8ShJ6ySYOUg#t=93
Возвращаясь к тому, что оценивается в 11-13 шагах. Свободные ноги должны быть вытянуты (также учитывается в уровнях - раскоряки не рулят). Судьи, по идее, также должны оценивать плотность позиции во время всей этой истории с широкими шагами и чоктау.
Примечателен и 14 шаг: на 4 счета едем вперед-внутрь, и затем на два счета тройка. Чтобы друг друга не убить, на дуге партнерша должна немного "забежать" вперед партнера. Позицию не разрывать!!! Техбригада за это, конечно, не накажет (ей на 14 шаг плевать), но вот судьи убьют точно. Что касается свободной ноги: перед поворотом она должна быть впереди (посмотрите на красивое танцующее движение тех же Усовой-Жулина - 2:12 учебного видео). А после поворота - свободную ногу можно девать куда угодно Правда, с учетом того, что буквально через два счета она должна стоять за правой - скрестный шаг.
Ну и, собственно, приехали Последний - 16-й - шаг - это фактически уже переход к новой серии, также начинающейся с шассе.
Чего надо остерегаться:
вот, в частности, такого "отваливания" партнеров друг от друга: Белбин-Агосто, 2006 www.youtube.com/watch?v=QAyUcTseSMc
Или таких разваленных с утюгами свободных ног на чоктау: Бурн-Краатц, 2001 (зато бонусом - совсем молодой Коля в кисс-н-крае ) www.youtube.com/watch?v=ckLBa4RUzEQ
Или моухоков вместо чоктау, как у Марины, и снега из-под коньков, как у Гвендаля: www.youtube.com/watch?v=c2TSHiJ6TsQ (хотя вот на повторе нашли один, на котором приходит Марина все же на внешнее ребро)
И несколько примеров, которые очень хочется привести:
Те же Усова-Жулин, но "в реальной жизни", а не на специально записанном видеоучебнике:
www.youtube.com/watch?v=u6QNE_a5Lpo
По-моему, совершенно замечательно (за исключением умерших чоктау в третьей серии), но дама-комментатор - я так понимаю, что Бетти Кэллоуэй - недовольна: говорит, что они не столько проехали, сколько прошагали свой танец.
А вот тут www.youtube.com/watch?v=taMOixgZ7a4 предполагаемой Бэтти Кэллоуэй не нравятся чоктау Климовой-Пономаренко: боюсь, впрочем, что они не нравятся и вам: как-то узко и, имхо, недостаточно глубоко. Через два года, имхо, стали поглубже (см. видео 1991 года - ссылка выше), хотя эта глубина и широта и требовала от Марины и Сергея явных усилий.
Миссис Кэллоуэй, впрочем, может и попридираться: вот, в частности, как нужно делать третий шаг www.youtube.com/watch?v=a-dtqXhNvw4#t=2m06
Лучшим их прокатом румбы считается, на самом деле, обязательный на постолимпийском чемпионате мира: www.youtube.com/watch?v=QjxPepqcdPE
Действительно, удивительный flow (не могу даже сказать "ход", потому что это именно течение - течение танца, какое-то его непрекращающееся движение Но мне, честно говоря, все равно вышеприведенный прокат с чемпионата Великобритании больше нравится.
Ну и для порядка - их олимпийская румба, тоже совершенно замечательная
www.youtube.com/watch?v=8vaLrAzlsSo#t=2m02 Очень хорошо видна фирменная низкая троечка на 14 шаге.
Вот тут уже приводившаяся румба Оксаны Грищук и Евгения Платова: www.youtube.com/watch?v=LYbDTKEzVoM Мне, честно говоря, не нравится: представляется как раз слишком bouncy - прыгающим таким.
Ну и еще буквально пара ссылок:
Мэрил и Чарли: www.youtube.com/watch?v=S6V6u8-wXFk У Мэрил, конечно, несколько деревянные конечности, особенно в начале и особенно на широких шагах; но, с другой стороны, она тут и танцует - особенно ближе к концу. Очень широко, и пресловутый первый ки пойнт тоже есть. Хотя на повторах видно, как Чарли падает с ребра, и что синхронность еще не очень хороша.
Тесса и Скотт: www.youtube.com/watch?v=-iV1Y5p4WcE Очень оживленно, но мягко: в принципе то, что от румбы и требовалось.
Наталья Бестемьянова - Андрей Букин в традиционных для Сараева белых штанах и каких-то ужасных с точки зрения осанки буфах: www.youtube.com/watch?v=YnOeR88n6TU Но само исполнение (то, что можно разглядеть), имхо, вполне хорошо
Ольга Воложинская - Александр Свинин: www.youtube.com/watch?v=WWxwxlpE56I Пожалуй, наименее элегантное выступление из всех, что мы сегодня видели, но надо учитывать, что остальные пары были из разряда великих или почти великих. Но зато у Ольги и Александра Васильевича вон какие ребра на чоктау, особенно внутренние.
А вообще, конечно, румба - это очень простой танец, наошибаться в котором было трудно даже моей любимой Изабель: www.youtube.com/watch?v=3SUEe_z4nF8 - ну неуклюжие чоктау, ну что ж теперь.